Главная » КОНЦЕПЦИЯ РАБОТЫ РЫНКОВ

КОНЦЕПЦИЯ РАБОТЫ РЫНКОВ

Концепция по приведению работы рынков по продаже продовольственных и непродовольственных товаров в соответствие с действующим законодательством и совершенствования их дальнейшего функционирования

(«Стихию лучше предупредить, чем ликвидировать ее последствия»)

Концепция по приведению работы рынков по продаже продовольственных и непродовольственных товаров в соответствие с действующим законодательством и совершенствование их дальнейшего функционирования разработана в соответствии с Законом Украины «О политических партиях» (ст.7 Закона «Программа политической партии»), согласно Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» (абз. 8 п. а ч. 1 ст. 30 Закона), Хозяйственного и Гражданского кодексов Украины, Законов Украины «О приватизации государственного имущества» от 04.03.1992 года,  «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.1992 г., Постановления КМУ от 29 апреля 1996 № 465 «Об упорядочении работы продовольственных и вещевых рынков», Приказа Министерства внешних экономических связей и торговли Украины № 290 от 21.05.96 года «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурсов на право создания рынков и предоставления их в аренду», Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Украины № 23 от 04.06.1996 г. «Об утверждении Ветеринарно-санитарных правил для рынков», Постановления КМУ от 29 июля 2009 № 868 «Некоторые вопросы организации деятельности продовольственных, непродовольственных и смешанных рынков», Постановления КМУ от 05.03.2009 года № 278 «О мерах по стабилизации цен за предоставление услуг и аренду торговых помещений (площадей) в торговых объектах, на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров в условиях финансово-экономического кризиса», Приказа Министерства экономики Украины Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 30.06.2009 г. № 638/109 «Об утверждении Порядка расчета цен на услуги и аренду торговых помещений (площадей) и их обслуживание на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров», «Правил торговли на рынках», утвержденных Приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственной налоговой Администрации Украины, Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины № 57/188/84/105 от 26.02.2002 г.

Концепция включает анализ социально-экономической ситуации, существующей на продовольственных и непродовольственных рынках области, характеристику основных проблем развития и функционирования рынков, причин возникновения этих проблем, а также пути их решения (преодоления).

    1. Состояние и проблемы функционирования формальных и неформальных (стихийных) рынков области по продаже продовольственных и непродовольственных товаров.

Торговля как сфера национальной экономики по своей форме и содержанию принадлежит к сложным социально-экономическим системам и выполняет жизненно важные задачи и функции. Ведущей функцией торговли является обмен результатов труда (продукции, услуг) на деньги, т.е. реализация произведенной потребительской стоимости. При этом масштабы и структура обмена становятся все более сложными за счет сложности огромных масс товаров, продукции, услуг, в том числе, иностранного происхождения.

Важным каналом реализации товарных масс и местом концентрации торговой деятельности остается особая форма осуществления торговой деятельности — торговля на рынках. Организация местных рынков, содействие развитию всех форм торговли относится к собственным полномочиям местных органов власти: сельских, поселковых и городских советов (п.8 ст. 30 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»).

Рынок, в соответствии с «Правилами торговли на рынках» - это субъект хозяйствования, созданный на отведенном по решению местного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления земельном участке и зарегистрированный в установленном порядке. Вместе с этим, согласно Положению о порядке проведения конкурсов на право создания рынков и предоставления их в аренду, утвержденного Приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 21 мая 1996 № 290, рынок определяется как самостоятельное предприятие и единый целостный комплекс.

Согласно Ветеринарно-санитарных правил для рынков, рынок определяется именно как торговое предприятие, которое в своем составе должен иметь надлежащим образом оборудованные торговые места, лабораторию ветеринарно-санитарной экспертизы, упорядоченную территорию, общественные санитарные узлы, достаточное количество воды, электроэнергию, связь, тепло.

Таким образом, из вышеприведенного анализа следует, что рынок, согласно действующему законодательству, определяется и как объект (рынок — самостоятельное предприятие и единый целостный имущественный комплекс), и как субъект права (субъект хозяйствования).

Так, согласно статье 191 Гражданского кодекса Украины, предприятие является единым имущественным комплексом (далее ЦИК), который используется для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как ЕИК входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также право на торговую марку или другое обозначение и иные права, если иное не установлено законом. Предприятие или его части могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок.

Важную роль в вопросе организации и дальнейшего функционирования рынков, играет ч. 3 ст. 191 ГКУ, согласно которой «Предприятие как единый имущественный комплекс является недвижимостью». Таким образом, согласно требованиям законодательства рынок как единый целостный комплекс является недвижимостью. Соответственно надлежащим образом оборудованные торговые места, которые входят в состав рынка как торгового предприятия, также как и другие строения являются неотъемлемой частью недвижимого имущества ЦИК рынка, право на которое подлежит государственной регистрации.

Кроме вышеизложенного легального определения ЦИК, которое закреплено в статье 191 ГК Украины, в действующем законодательстве Украины имеются и другие легальные определения этого понятия. Так, согласно ч.1 ст. 4 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.1992 г. ЦИК определяется как хозяйственный объект с завершенным циклом производства продукции (работ, услуг) с предоставленным ему земельным участком, на котором он размещен, автономными инженерными коммуникациями, системой энергоснабжения. При этом надо иметь в виду, что ЦИК определяется только тот комплекс имущества, которое является подходящим и достаточным для осуществления определенного вида хозяйственной деятельности. Касательно этого следует сказать, что в состав целостного имущественного комплекса рынка, кроме всего иного имущества входящего в его состав, обязательно должны входить все торговые места этого рынка, так как именно торговые места являются тем имуществом, без которого такое торговое предприятие как рынок не может функционировать. При этом в случае не включения торговых мест в состав целостного имущественного комплекса ринка, такое торговое предприятие не может называться рынком, а субъект хозяйствования – осуществлять хозяйственную деятельность, связанную с организацией рыночной торговли.

Частью 2 статьи 331 ГК Украины устанавливается, что если право собственности на недвижимое имущество, согласно закону, подлежит государственной регистрации, право собственности на вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.

Согласно части 1 статьи 182 ГК Украины и статьи 4 Закона Украины «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничений» от 01.07.2004 г., «право собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации». Указанные требования кодекса и закона не содержат исключений относительно ЦИК. Таким образом, право собственности на рынок как предприятие ЦИК (вид недвижимого имущества) подлежит обязательной государственной регистрации.

Следовательно, право собственности на рынок как предприятие ЦИК при его создании (формировании активов, позволяющих осуществлять определенный вид хозяйственной деятельности) возникает после государственной регистрации этого права. Учитывая изложенное, лицо, создавшее ЦИК и не проведшее государственную регистрацию права собственности на него, а лишь проведшее государственную регистрацию права собственности на отдельные объекты имущества, входящие в его состав (земельные участки, здания, сооружения и т.п.), не может считаться, в соответствии с указанным выше законодательством, владельцем Рынка как ЕИК.

В случае продажи или покупки таким лицом Рынка (который является ЦИК) не в качестве ЦИК, а лишь отдельных объектов имущества, входящих в его состав, такой договор нужно признавать недействительным на основании несоответствия его требованиям действующего законодательства.

Не выполнение на местном уровне требований законодательства касательно того, что рынок — это не только субъект хозяйствования, но и предприятие как ЦИК, привело к приватизации, продажи, передачи в аренду рынков способом, противоречащим требованиям действующего законодательства. Подтверждением этого является тот факт, что рынки, расположенные в городе Одессе и Одесской области, не переходили с коммунальной в частую собственность в соответствии с требованиями законодательства, в частности, касательно порядка продажи ЦИК, которыми являются рынки. Указанное привело к тому, что так называемые «владельцы» рынков в действительности не являются их собственниками, так как не получали право на указанные рынки в соответствии с процедурой и требованиями, предусмотренными действующим законодательством и не имеют соответствующих правоустанавливающих документов на рынки как ЦИК.

То есть, большинство рынков в городе были проданы не как целостные имущественные комплексы, в состав которых входят все виды имущества, в том числе надлежащим образом оборудованные торговые места, а были проданы просто как нежилые строения. Вследствие этого, коммунальные рынки были проданы по заниженной цене, намного меньшей от реальной их стоимости. Таким образом, с продажи коммунальных рынков местные бюджеты недополучили значительные средства, а также потеряли возможность на получение стабильных (ежемесячных, ежедневных) пополнений от функционирования этих рынков. Кроме этого, переход рынков из коммунальной в частную собственность поставил под угрозу права и законные интересы предпринимателей, которые осуществляют свою хозяйственную деятельность на этих рынках.

Подтверждением того, что на местном уровне не выполняются (игнорируются) требования законодательства, касательно того что рынки это не просто объекты торговли, а целостные имущественные комплексы, является разработка Управлением развития потребительского рынка и защиты прав потребителей Одесского городского совета и стремление к принятию на сессии Одесского городского совета «Правил торговли на рынках в новой редакции».

    В указанном проекте «Правил торговли на рынках в новой редакции» РЫНОК определяется как «объект торговли, на территории которого субъект хозяйствования, который имеет право на использование или распоряжение земельным участком, или пользования отдельным индивидуально-определенным имуществом (твердым покрытием), является собственностью территориальной громады, организовывает и обеспечивает создание надлежащих условий для осуществления торговой деятельности продавцами в процессе купли-продажи товаров по ценам, складывающимся в зависимости от спроса и предложений ». Также, в данном Проекте Решения определялось и понятие владельца рынка: «владелец рынка — субъект хозяйствования, который имеет право на использование или распоряжение земельным участком, или пользования отдельным индивидуально-определенным имуществом (твердым покрытием), которое является собственностью территориальной громады города Одессы, организует и обеспечивает создание надлежащих условий для осуществления торговой деятельности продавцами». Анализируя действующее законодательство и указанные определения понятий «рынок» и «владелец рынка», можно утверждать, что они не соответствуют действующему законодательству и прямо ему противоречат. При таком определении  «рынка» и «собственника рынка» узаконивается мошенническая схема завладения рынками, которая существует в г. Одесса, а также нарушается, предусмотренный законодательством порядок приобретения имущественной основы хозяйствования, а именно — законный порядок получения права на то имущество, которое непосредственно используется при осуществлении хозяйственной деятельности. (Глава 14 ХК Украины). Но, к сожалению, именно по такой схеме и переходили коммунальные рынки города в частную собственность отдельных субъектов хозяйствования.

    То есть сначала субъект хозяйствования, который изъявлял желание приобрести рынок (предприятие, которое приносит немалые прибыли и поступления в местный бюджет) и стать его хозяином, покупал лишь какое-то одно сооружение (строение), размещенное на рынке и стоимость которого соответственно гораздо меньше стоимости всего рынка как ЦИК. В дальнейшем, данный субъект хозяйствования получал под данное строение право на земельный участок, при этом не только на ту ее часть, на которой размещалось строение, которое он покупал, а и на земельный участок, на котором был размещен весь рынок как ЕИК. Именно таким путем данный субъект хозяйствования автоматически (мошенническим путем) становился собственником всего рынка со всем имуществом, входящим в состав рынка как ЕИК, в том числе на все торговые места, размещенные на данном рынке. При таких условиях грубо нарушались права и законные интересы территориальной общины, а также субъектов хозяйствования – предпринимателей, которые осуществляли свою хозяйственную деятельность на таком рынке, так как вместе с рынком их имущество (контейнера / павильоны) переходили в собственность к новому «хозяину» рынка. Именно он в дальнейшем и решал, как и при каких условиях предприниматели будут осуществлять свою хозяйственную деятельность, а также по каким тарифам платить за фактически принадлежащее им имущество (контейнера / павильоны). Органы же местного самоуправления с момента перехода рынка в так называемую частную собственность полностью переставали хотя бы каким-то образом влиять на работу таких рынков, в том числе в вопросе защиты прав и законных интересов предпринимателей, которые осуществляли свою хозяйственную деятельность на рынках.

    Что касается дальнейшей деятельности  рынка в условиях отсутствия  контроля со стороны органов  местного самоуправления (отдельных  управлений и должностных лиц,  ответственных за осуществление  такого контроля) следует отметить следующее.

    В соответствии с Правилами торговли на рынках, администрация рынка перед его открытием, как торгового предприятия, обязана согласовать:

    - с территориальными учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, ветеринарной медицины, пожарного надзора, архитектурно-строительной комиссии, Госавтоинспекции проектную документацию, то есть генеральный план территории рынка, где отражено функциональное планирование территории, размещение строений, торговых мест, их количество и размер;

    - с местным органом самоуправления режим работы рынка.

    Администрация рынка обязана  обеспечить организацию продажи  товаров, согласно утвержденному  плану и удерживать территорию  рынков в соответствии с требованиями Санитарных правил содержания территорий населенных мест и Ветеринарно-санитарных правил для рынков. Однако, в настоящее время выполнение требований «Правил торговли на рынках» нарушаются как органами местного самоуправления, так и администрациями рынков.

    Так, во-первых, в городе Одессе и области до сих пор не проведена паспортизация рынков города — отсутствуют паспорта действующих рынков, планы-схемы рынков, утвержденные Бюро технической инвентаризации. Без указанных документов субъект хозяйствования, в обязанности которого входит предоставление услуг и создание для продавцов и покупателей надлежащих условий в процессе купли-продажи товаров на рынке, не имеет право приступать к осуществлению соответствующей хозяйственной деятельности. Однако большинство рынков в городе Одессе «успешно» функционируют без наличия паспорта рынка, плана-схемы рынка, утвержденного Бюро технической инвентаризации, что еще раз свидетельствует о противоправном характере деятельности субъектов хозяйствования — владельцев рынков.

    Кроме этого, рыночный сбор администрацией рынка справляется со всех торгующих предпринимателей, однако его перечисление в местный бюджет осуществляется только с количества официально зарегистрированных торговых мест, данных о которых, в связи с тем, что отсутствуют паспорта, планы-схемы рынков, нет. Вышесказанное обуславливает невозможность определения размера рыночного сбора, который ежемесячно должен перечисляться в местный бюджет, что приводит к недоначислению средств в местный бюджет в значительных размерах.

    О том, что в городе Одессе отсутствуют утвержденные паспорта рынков, планы-схемы рынков, утвержденные Бюро технической инвентаризации, свидетельствует решение Одесского городского совета от 24.06.2009 года «О мерах по решению отдельных вопросов деятельности рынков» (п.п. 2.1 «Провести паспортизацию действующих рынков согласно приложению»).

    Во-вторых, существует такая проблема, когда орган местного самоуправления дает разрешение на размещение рынка прямо на проезжей части улицы, чем нарушает и Правила дорожного движения, усложняя при этом и работу самого рынка и предпринимателей, осуществляющих на нем свою хозяйственную деятельность.

    Как следствие таких незаконных  действий со стороны руководителей  рынка и органа местного самоуправления, торгующие на рынках, при приведении деятельности таких рынков в соответствие с нормами действующего законодательства, становятся «заложниками» решения спорных вопросов между органом местного самоуправления и администрациями рынков.

    Учитывая, что основным направлением работы рыночных предприятий является не непосредственное ведение торговой деятельности, а создание и содержание в надлежащем для ведения торговли состоянии материально-технической базы рынка, основным источником поступлений средств на рынках должно быть предоставление услуг. Эти услуги можно разделить на две основные категории: платные услуги и так называемые «услуги» аренды недвижимости — торговых мест. Однако основную прибыль рыночных предприятий города Одессы составляют арендные платежи за так называемые торговые места — фактически за имущество самих же предпринимателей-продавцов (контейнеры / павильоны). Такая деятельность указанных предприятий не просто выходит за пределы правового регулирования, а носит преступный характер. Такое положение вещей на рынках города, безусловно, требует вмешательства правоохранительных органов и соответствующего их реагирования на сложившуюся ситуацию.

    Учитывая большие различия в  тарифах на платные услуги, предоставляемые  рынками, а также принимая во внимание факт их необоснованного завышения, Постановлением КМУ от 5 марта 2009 № 278 «О мерах по стабилизации цен за предоставление услуг и аренду торговых помещений (площадей) в торговых объектах, на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров в условиях финансово-экономического кризиса» и Приказом Министерства экономики Украины Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 30.06.2009 г. № 638/109 «Об утверждении Порядка расчета цен на услуги и аренду торговых помещений (площадей) и их обслуживание на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров» утверждены предельные размеры за услуги, предоставляемые в торговых объектах, на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров. Согласно указанных нормативных документов, предельные размеры за услуги = предельному уровню цен, нормативы рентабельности в размере не выше 20 % за предоставление в аренду торговых помещений, торгово-технологического, холодильного оборудования и др. Однако, в настоящее время требования указанного Постановления на местном уровне не выполняются. Кроме того, для того, чтобы требования данного Постановления КМУ действительно работали и обусловили бы спад арендной платы за торговые места на рынках города Одессы, нужно искоренить «систему посредничества», которая процветает на местных рынках. Указанная «система» состоит в том, что администрации рынков (так называемые владельцы рынков) заключают договора аренды торговых мест с так называемыми «фиктивными» предпринимателями с целью скрыть реальный доход рынка от сдачи в аренду торговых мест.

    Таким образом, в условиях сохранения на рынках города «системы посредничества», использование Постановления КМУ № 278 с целью регулирования тарифов на местных рынках может привести не к уменьшению цены арендной платы за торговые места, а наоборот — к неконтролируемому ее увеличению.

    Вместе с тем, при заключении договоров аренды торговых мест (которыми, по сути, являются павильоны / контейнера, магазины) наблюдается следующее недоразумение. В ряде случаев администрации рынков заставляют субъектов хозяйственной деятельности, которые, по сути, выкупили имущество (магазины, контейнера / павильоны, лотки и др.) у владельца за значительные средства или вообще самостоятельно осуществили их строительство, оплачивать еще и стоимость их аренды. Причиной этого является то, что официальные документы по продаже либо инвестировании этих объектов не оформляются. Такие факты приводят к грубому нарушению прав субъектов хозяйствования и носят преступный характер.

    Также, кроме того, что рынки формируют  значительную часть поступлений  в местные бюджеты, они еще и предоставляют соответствующие рабочие места. Согласно «Правилам торговли на рынках», продавцами могут быть не только субъекты хозяйствования: граждане-предприниматели, сельскохозяйственные и другие предприятия, их объединения, торгово-закупочные предприятия.

    Однако  достоверной информации о количестве работающих на этих рынках не владеет  никто. Для обеспечения органов  государственной власти, других пользователей  достоверной информацией о юридических  лицах и физических лицах-предпринимателях, согласно Закону Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» в 2003 году создан Единственный государственный реестр. Однако, выделить из него конкретную информацию относительно количества предпринимателей, как юридических, так и физических лиц, осуществляющих деятельность на рынках на данном этапе технически невозможно, так как программой не предусмотрено осуществление любых отборов информации, в том числе и по зарегистрированным видам экономической деятельности субъекта.

    По данным Главного управления  экономики Одесской облгосадминистрации,  в регионе функционирует 188 рынков  на 54, 2 тыс. торговых мест. Почти  треть рынков (55 единиц) расположена в г. Одессе. Крупнейший рынок области, который имеет статус межрегионального – ООО «Промтоварный рынок», общая площадь рынка — 688,1 тыс. кв. м, торговая — 350 тыс. кв. м, количество торговых и складских мест — 15, 0 тыс., оборудованы 6 автостоянок на 7 500 мест. Численность штатных сотрудников — 1350 человек. Общее количество субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на рынке, почти 20 тыс. человек, количество физических лиц, деятельность которых связана с торговлей на рынке — около 60 тыс. человек. По визуальным наблюдениям, на рынках области работает гораздо больше лиц, чем это официально зафиксировано, равно как и рынков функционирует больше, чем зафиксировано, что свидетельствует о не контролируемости, стихийности данного процесса на местном уровне.

    Кроме указанного, на местных  рынках существует немало других проблем не менее важных для населения – потребителей.

    Так, очевидным является тот факт, что, с целью защиты прав потребителя, качество товара должно соответствовать общепринятым стандартам и нормативам. Однако, при существующем состоянии обеспечения рынков необходимым количеством холодильного оборудования, лабораториями ветеринарно-санитарной экспертизы о соблюдении и защите прав потребителя говорить не приходится. Реализация продовольственных товаров на рынках проводится с грубым нарушением требований Правил торговли продовольственными товарами: отсутствуют крытые павильоны, ларьки, холодильное оборудование, у продавцов отсутствуют соответствующие сопроводительные документы на продукцию, санитарные книжки и спецодежда.

    Почти на каждой прирыночной территории постоянно проводится реализация молока и продукции растительного происхождения, домашней птицы – как с лотков, так и с земли.

    Фиксируются случаи бесконтрольной торговли потребительскими товарами, в т.ч. и мясом, и мясомолочной продукцией на обочине автодорог и улиц населенных пунктов. Также, на рынках Одессы реализуются продукты домашнего изготовления, торговля которыми запрещена (п. 41 Правил торговли на рынках): кондитерские и кулинарные изделия (мясные и рыбные копчености, полуфабрикаты из мяса, рыбы (фарш, котлеты, кровянистые и домашние колбасы и т.д.), грибные и плодоовощные консервы домашнего изготовления.

    Распространение путем реализации запрещенной, недоброкачественной, фальсифицированной и контрабандной продукции на рынках стало возможным только потому, что контролирующие органы и ограничительно-запретительные меры со стороны администраций рынков не лишают отдельных лиц возможностей неконтролируемых продаж таких товаров.

    Торговля  запрещенными товарами и стихийная  торговля, став характерной приметой нашей жизни, создает серьезные риски для покупателей, ведь такая «выносная» торговля осуществляется без соблюдения элементарных санитарно-гигиенических требований. Это явление гораздо опаснее, чем кажется на первый взгляд, и угрожает оно в первую очередь здоровью людей.

    Итак, из всего вышесказанного следует вывод о необходимости наведения надлежащего порядка на местных рынках. При этом анализ деятельности рынков города Одессы и области свидетельствует о необходимости повышения организаторской работы местных органов власти (соответствующих управлений и ведомств); усиление работы правоохранительных органов в данном направлении, с целью защиты прав и законных интересов предпринимателей, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на рынках; контролирующих организаций по эффективному решению назревших проблем развития рынков города и области в тесном сочетании с решением вопросов создания надлежащих условий торговли на рынках и предоставление необходимых услуг в процессе купли-продажи товаров; соблюдение требований законодательства относительно качества и безопасности товаров, прав потребителей, улучшение жизненного уровня населения и развития социальной сферы.

    II. Главными причинами  существования проблемной  ситуации на рынках  города являются:

    1. Невыполнение  действующей местной властью  (отдельными должностными лицами, управлениями, отделами) своих прямых обязанностей, предусмотренных нормативными документами, регулирующими процесс создания и функционирования рынков, порядок предоставления их в аренду, порядок их продажи, приватизацию, а также порядок осуществления на рынках соответствующей хозяйственной деятельности, в том числе по установлению на них регулируемых тарифов на предоставляемые услуги. Как следствие этого: отсутствие на рынках города Одессы хозяйственного порядка; грубое нарушение прав (в том числе имущественных) и законных интересов предпринимателей, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на рынках города и которые своими силами и инвестициями (непризнанными в настоящее время) фактически и создали рынки города Одессы; существования на рынках города преступной схемы уклонения от налогообложения, в результате противоправных действий администраций рынков (так называемых собственников) и отсутствия контроля со стороны местной власти и правоохранительных органов; завладения рынками мошенническим путем (например, получая право только на земельный участок, на котором расположен рынок, автоматически становятся владельцами всего рынка, который является ЦИК).

    2. Отсутствие  контроля со стороны органов  местной власти (в том числе Управления развития потребительского рынка и защиты прав потребителей, которое согласно пп. 2.2, 2.3, 2.5, 2.27, 2.28, 2.29, 2.30, 4.2.5 Положения об управлении развития потребительского рынка и защиты прав потребителей Одесского городского совета, обязано осуществлять контроль за работой рынков) за процедурой создания рынков, а также их дальнейшим функционированием в соответствии с действующим законодательством, соблюдением администрациями рынков (так называемыми владельцами) требований действующего законодательства, в результате чего грубо нарушаются права и законные интересы предпринимателей-продавцов, которые осуществляют хозяйственную деятельность на рынках города.

    3. Ненадлежащее  реагирование на существующую  ситуацию, которая сложилась на  местных рынках правоохранительных и контролирующих органов всех уровней.

    4. Незаинтересованность действующей  власти в приведении работы  рынков по продаже продовольственных  и непродовольственных товаров  в соответствие с действующим  законодательством и совершенствовании  их дальнейшего функционирования.

    III. Неурегулированными проблемами, которые существуют на рынках города Одессы и которые являются следствием вышеприведенных действий / бездействия местных властей, являются:

    1. Несоблюдение процедуры создания рынка — торгового предприятия как ЦИК (целостного имущественного комплекса) и отвода земельного участка под него, предусмотренной действующим законодательством («Положение о порядке проведения конкурсов на право создания рынков и предоставления их в аренду», утвержденного приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 21 мая 1996           № 290);

    2. Отсутствие  у владельцев рынков оформленных  в порядке, предусмотренном Земельным  кодексом Украины, документов на земельные участки, на которых размещены рынки и, как следствие этого, незаконное и безвозмездное использование указанными лицами земли и непоступления в соответствующие бюджеты обязательных платежей в виде платы за землю;

    3.При  отсутствии понимания того, что  рынок это единый имущественный  (целостный) комплекс, используемый для осуществления определенного вида деятельности, наблюдается такая проблема как нарушение процедуры приватизации рынков (предприятий как ЦМК), в состав которых входят все виды имущества, предназначенные для их деятельности, в том числе все торговые места, входящие в состав рынка;

    4. Как  следствие вышесказанного, предприниматели,  осуществляющие свою хозяйственную  деятельность на рынках, вынуждены за собственные средства обустраивать свои рабочие места – фактически создавать торговые места на рынке (павильоны / контейнера, магазины и т.д.), а также содержать их в должных санитарных и технических условиях. При этом предприниматели не имеют возможности оформить право собственности на построенные и оборудованные за собственные средства торговые места (закрепить вложенные в их создание инвестиции), либо получить возмещение понесенных расходов.

    5. Администрации  многих рынков не уделяют должного внимания созданию надлежащих условий для осуществления продажи товаров на рынке. Часто владельцы рынков, имеющих удобное территориальное размещение и высокий уровень рентабельности, не инвестируют средства в повышение уровня материально-технических условий для работы предпринимателей на рынках и для удобства потребителей, а в большинстве случаев рассчитывают на средства предпринимателей. На большинстве рынков, особенно в сельской местности, имеют место проблемы неудовлетворительного материально-технического состояния, в частности, недостаточное обеспечение холодильным, весоизмерительным и другим торгово-технологическим оборудованием, недостаточное количество складских помещений, подавляющая часть торговых мест не отапливается или находится на открытых прилавках.

    6. На  многих рынках распространены  факты отсутствия договоров, регулирующих  взаимоотношения между администрациями рынков и субъектами предпринимательской деятельности (продавцами). Неурегулированность этого вопроса лишает субъектов хозяйствования (продавцов) возможности защиты своих прав и интересов, снижает эффективность осуществления хозяйственной деятельности, уверенность в будущем.

    7. При  этом на тех рынках, на которых есть заключенные договора аренды / услуг, такие договора обычно заключаются администрациями рынков не с субъектами хозяйствования (продавцами), непосредственно осуществляющими торговлю на рынке, а с субъектами хозяйствования так называемыми «посредниками», через которых и заключаются договоры с непосредственно торгующими предпринимателями. Такое положение вещей приводит, во-первых, к образованию на таких рынках устойчивых схем уклонения от налогообложения, а, во-вторых, к невозможности регулирования тарифов за предоставление услуг и аренду торговых помещений (площадей) на таких рынках даже при наличии и с помощью государственного регулирования цен.

    8. Имеют  место факты злоупотреблений должностными лицами администраций рынков своим положением, которые требуют и получают от предпринимателей взятки за выделение и предоставление в аренду торговых мест и помещений. Отсутствие расчетов размеров, тарифов на аренду и услуги, предоставляемые на рынках, приводит к установлению необоснованно высокого их размера. В Одесской области существует ситуация, когда стоимость аренды торгового места привязывается к курсу доллара США. В условиях финансово-экономического кризиса (резкий рост курса доллара с 5 грн. до 8 грн.) автоматически увеличилась стоимость аренды торговых мест в гривневом эквиваленте. Это стало предпосылкой массовых акций предпринимателей относительно невозможности осуществления платы за арендуемые торговые места вследствие снижения покупательной способности потребителей продукции и отсутствием оборотных средств. С целью недопущения обострения ситуации в условиях финансово-экономического кризиса Правительством было введено государственное регулирование цен за предоставление услуг и аренду торговых помещений (площадей) в торговых объектах, на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров (Постановление Кабинета Министров Украины от 05.03.09 № 278 «О мерах по стабилизации цен за предоставление услуг и аренду торговых помещений (площадей) в торговых объектах, на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров в условиях финансово-экономического кризиса». Во исполнение данного Постановления был разработан и утвержден Приказ Министерства экономики Украины Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 30.06.2009 года № 638/109 «Порядок расчета цен на услуги и аренду торговых помещений и их обслуживание на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров». Однако, до сих пор по вине, в первую очередь чиновников, положения и требования указанных нормативных актов не выполняются, что в свою очередь приводит к грубому нарушению прав предпринимателей-продавцов, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на рынках и еще большему обострению ситуации на местных рынках .

    9. Недостаточный контроль со стороны  органов исполнительной власти  и местного самоуправления, иных  контролирующих органов за соблюдением  порядка и правил торговли  субъектами хозяйствования, в первую очередь администрациями рынков, приводит к нарушению требований законодательства по защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологических норм и правил пожарной безопасности.

    10. Особого  внимания заслуживает вопрос  установления размера рыночного сбора, уплата которого осуществляется субъектами предпринимательской деятельности и гражданами, в случае осуществления торговой деятельности на рынке. Проблема заключается в существовании двух нормативно-правовых актов, определяющих различные механизмы установления размера рыночного сбора. Согласно Декрету Кабинета Министров Украины от 20.05.93 № 56-93 «О местных налогах и сборах» предельный размер рыночного сбора не должен превышать 20 процентов минимальной заработной платы для граждан и трех минимальных заработных плат для юридических лиц в зависимости от рынка, его территориального размещения и вида продукции (товара). Одновременно, согласно Указу Президента Украины от 28.06.1999 № 761/99 «Об упорядочении механизма уплаты рыночного сбора» ставка рыночного сбора устанавливается в размере от 0,05 до 0,15 необлагаемого минимума доходов граждан (0,85 — 2,55 грн) для физических лиц и от 0,2 до 2 необлагаемых минимумов доходов граждан (3,40 -34 грн.) для юридических лиц за каждое торговое место. Такая ситуация создает предпосылки для злоупотребления органами местного самоуправления при установке размера рыночного сбора.

    11. Несогласованность  вопроса при уплате рыночного  сбора. Согласно Указу Президента  Украины и Декрет Кабинета  Министров Украины рыночный сбор взимается за каждый день торговли и выплачивается до начала торговли через кассовый аппарат администрации рынка. На основании кассового чека об уплате рыночного сбора лицу предоставляется место для торговли. Внедрение администрациями рынков возможности осуществления авансовой ежемесячной уплаты рыночного сбора приводит к возникновению конфликта с предпринимателями, которые осуществляют торговлю на рынках, в части фиксирования фактически отработанных дней. В частности, отдельными администрациями рынков не учитываются дни, когда предприниматель отсутствовал в связи с временной потерей трудоспособности, отпуском и т.д. и не осуществлял торговлю.

    12. Отсутствие  плана-схемы и паспорта каждого Рынка города Одессы и, как следствие этого, отсутствие достоверной информации (которую можно проверить) относительно количества торговых мест, их общей площади, является причиной невозможности установления величины рыночного сбора (обязательного платежа, который в 100% размере зачисляется в местный бюджет), который должен ежемесячно поступать в местный бюджет от деятельности каждого Рынка;

    13. Незаконная  смена статуса «рынок» на статус  «торговый центр», вследствие злоупотребления  соответствующими должностными  лицами местных властей своим  служебным положением, и, как следствие этого, потеря поступлений рыночного сбора в местный бюджет в крупных размерах.

    IV. Задача Программы  по рынкам.

    Данная Концепция направлена на приведение работы местных рынков в соответствие с действующим законодательством и усовершенствования их дальнейшего функционирования. Также, одной из главных задач данной Программы является защита прав и законных интересов предпринимателей, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на рынках города, а также защита (законодательно) имущественных прав тех предпринимателей, которые осуществили инвестиции в развитие инфраструктуры рынков города, права которых на настоящее время остаются непризнанными и незащищенными. При этом важной задачей данной Программы является установление прозрачного механизма наполнения местного бюджета соответствующими обязательным платежам — поступления от уплаты рыночного сбора (путем проведения паспортизации рынков и определение точного количества торговых мест).

    V. Механизм реализации поставленных в Программе задач

    Меры, которые необходимо предпринять на государственном уровне с целью решения проблемной ситуации, которая сложилась на продовольственных и непродовольственных рынках.

    Организация торговли на рынках  является самостоятельной отраслью знаний, имеет собственные специфические закономерности и автономный характер, который требует от руководства профессионального подхода. Современное состояние развития рынков, многофункциональный характер их деятельности и назревшие проблемы объективно требуют создания целостной нормативной системы регулирования, которая должна включать: нормативно правовое обеспечение, финансово-экономическое регулирование, контрольно-надзорные меры и др. Следует отметить, что на сегодняшний день существует немало нормативных документов, регулирующих порядок осуществления хозяйственной деятельности на рынках, однако, во-первых, все они в какой-то части противоречат друг другу, что приводит ко многим недоразумениям, а, во-вторых, не способны урегулировать те отношения и решить те проблемы, которые существуют на рынках. Разрозненность данных нормативных актов приводит к значительным трудностям в их применении, в силу чего целесообразно было бы принять на государственном уровне один консолидированный нормативный акт – Закон Украины, который бы четко регулировал отношения, связанные с организацией рынков, организацию и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказания услуг) на рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.

    1. В  данном акте было бы целесообразно  определить и закрепить единственное понятие «РЫНОК», т.к. в действующем законодательстве понятие «рынок» определяется по разному, что приводит к определенным недоразумениям и сложностям, а также создает предпосылки для злоупотреблений в этой сфере.

    По  нашему мнению, «РЫНОК» должен определяться как: «рынок – единый целостный имущественный комплекс предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), имеющий в своем составе торговые места.

    2. Кроме  этого, в данном нормативном  документе целесообразно было  бы определить понятие торгового  места с учетом современных  требований к функционированию рынков и обслуживания населения на них. По нашему мнению «торговое место» должно определяться как: «торговое место – место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное собственником рынка, которое используется для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказания услуг) .

    3. Также,  в данном нормативном документе  целесообразно было бы предусмотреть  порядок получения субъектом  хозяйствования — владельцем рынка  разрешения на организацию рынка  и осуществления связанной с  этим хозяйственной деятельности. На основании этого, при наличии информации о выданных субъектам хозяйствования разрешений на организацию рынков правильно было бы ввести «единый реестр рынков».

    4. С  целью уменьшения размера арендной  платы за торговые места на  рынках и обеспечения действия  Постановления КМУ № 278 от 05.03.2009 года, было бы целесообразно законодательно закрепить требование о заключении договоров аренды торгового места исключительно между администрациями рынков (субъект хозяйствования — владелец рынка) и продавцами, осуществляющих торговлю на рынках, за исключением тех предпринимателей, которые самостоятельно за свой счет создали торговые места на рынке. В случае создания субъектом предпринимательской деятельности — продавцом рабочего места на рынке – торгового места, такой субъект хозяйствования в случае закрепления его инвестиций, путем заключения соответствующего договора с собственником рынка, имеет право передавать такое торговое место в аренду и соответственно освобождается от арендной платы за подобное торговое место (павильон/магазин).

    Меры, принимаемые на местном  уровне с целью  решения проблемной ситуации, которая  сложилась на рынках города.

    С учетом того, что большинство  рынков, функционирующих в городе  Одессе, переданы (в пользование, в аренду) либо приватизированные с нарушением требований Закона, в частности Закона Украины «О приватизации государственного имущества» от 04.03.1992 г. № 2163-XII, Постановлением КМУ от 29 апреля 1996 № 465 «Об упорядочении работы продовольственных и вещевых рынков», Приказа Министерства внешних экономических связей и торговли Украины № 290 от 21.05.96 года «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурсов на право создания рынков и предоставление их в аренду », с целью решения указанной проблемы и ее последствий, необходимо разработать нормативный акт (решение Одесского городского совета распоряжение Одесского городского головы) с учетом существующей ситуации, в котором:

    1. Предусмотреть  создание специальной комиссии  Одесского городского совета  по приведению работы рынков  г. Одессы в соответствие с действующим законодательством. Указанную работу по наведению хозяйственного порядка на рынках города проводить путем осуществления инвентаризации рынков города Одессы на предмет соответствия процесса / процедуры их создания, передачи (в аренду / пользование) либо приватизации требованиям законодательства Украины. В состав данной комиссии (рабочей группы) включить должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов (прокуратуры, налоговой милиции и др.), представителей от предпринимателей-продавцов, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на рынках города и инвестировавших свои средства в строительство рынков (путем соответствующего оборудования торговых мест), представителей от администраций рынков. По результатам работы комиссии (рабочей группы), создать два отдельных РЕЕСТРА, а именно:

    - Реестр  Рынков функционирующих (созданных,  арендованных, приватизированных) с  соблюдением, и в соответствии  с действующим законодательством  (далее РЕЕСТР 1);

    - Реестр  Рынков, функционирующих (созданных, арендованных, приватизированных) с нарушением требований действующего законодательства (далее РЕЕСТР 2).

    После проведения работы по  инвентаризации Рынков, поручить  указанной комиссии (рабочей группе) обеспечить приведение работы  рынков, которые определены в Реестре 2, в соответствие с требованиями действующего законодательства Украины. Также, в ходе проведения работы по инвентаризации РЫНКОВ, необходимо установить, на чьи средства создавался РЫНОК (за чьи инвестиции), что даст возможность установить его владельца (владельцев) и закрепить инвестиции предпринимателей.

    2. В  данном нормативном документе разработать механизм защиты инвестиций предпринимателей, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на рынках города. В частности, после проведения работы по инвентаризации рынков, принять меры по защите инвестиций предпринимателей-продавцов, вложенных ими в строительство рынков города (оборудование торговых мест), путем заключения соответствующих инвестиционных договоров с законными хозяевами рынка как единого целостного комплекса.

    3. В  данном нормативном документе предусмотреть проведение работы по паспортизации рынков, с целью установления количества торговых мест (их площадь) и соответственно определения размера рыночного сбора, который ежемесячно должен поступать в местный бюджет.

    5. В  указанном нормативном документе закрепить обязанность соответствующих органов власти по установлению контроля над действиями администраций рынков по администрированию рыночного сбора на рынке в соответствии с требованиями законодательства.

    4. Предусмотреть  механизм контроля за деятельностью  администраций рынков, с целью  недопущения нарушения ими действующих  нормативных актов (требований закона).

    Только путем проведения указанных  в данной программе действий возможно привести работу рынков в соответствие с действующим законодательством, обеспечить их дальнейшее функционирование в рамках правового поля, а также защитить права и законные интересы всех субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность на рынках, в том числе защитить права потребителей. Конечно, проведение такой работы требует определенного времени и привлечения уполномоченных управлений, министерств и ведомств, а также общественных объединений предпринимателей. При этом, отметим, что большинство проблем, связанных с деятельностью рынков, возможно решить уже сегодня, поскольку их существование основывается на открытом или скрытом нарушении или игнорировании норм действующего законодательства.

    Под общей редакцией Татьяны Сорокиной

Карта